Основной задачей органов опеки и попечительства является защита интересов несовершеннолетних детей, которые по каким-либо причинам остались без родительского контроля, недееспособных граждан, которые по состоянию здоровья или в силу возраста не имеют возможности обслуживать себя и защищать свои интересы самостоятельно. Органами опеки и попечительства являются специализированные организации, действующие на основании закона и в интересах недееспособных или несовершеннолетних подопечных.
Опека и попечительство — разные понятия и структуры, но их часто путают или считают синонимами. Согласно нормам законодательства РФ, органами опеки и попечительства в РФ являются организации, в ведении которых находятся:
Опека — это вид устройства детей, не достигших 14 лет, или лиц, признанных недееспособными судом, при котором назначаются законные опекуны (подробнее в статье: опека: что это и как ее установить?). Они являются представителями указанных лиц и совершают от их имени и в их интересах правовые действия.
Попечительство — это вид устройства лиц в возрасте от 14 до 18 лет, или людей, ограниченных судом в дееспособности. При этом гражданам назначаются законные попечители, обязанные содействовать своим подопечным в осуществлении их прав, защите интересов в отношениях с третьими лицами (организациями). Попечители имеют полномочия давать согласие на заключение крупных сделок или совершение других действий.
Правовое регулирование деятельности органов опеки и попечительства в РФ
Деятельность органов опеки и попечительства осуществляется в Российской Федерации на основании Федерального закона № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве». Этот закон регулирует отношения по оформлению, течению и прекращению опеки и попечительства над нуждающимися в этом людьми. В акте четко прописаны права, обязанности, задачи и полномочия этих организаций с целью исключения нарушения прав опекаемого.
На организации, в которые помещены недееспособные граждане, возлагаются обязанности по их обеспечению и защите интересов. Отношения, возникающие в момент установления, исполнения или прекращения опеки и попечительства, регулируются Гражданским, Семейным кодексами и другими документами, принятыми на их основании и определяющими правовой статус подопечных.
Структура органов
Структура ООП устанавливается субъектами РФ. Отдел опеки и попечительства может входить в департамент или функционировать самостоятельно. В его кадровом составе есть инспекторы, консультанты и специалисты разной квалификации.
Если в мелких населенных пунктах отсутствуют региональные структуры ООП, то органы местного самоуправления могут сами выступать в качестве органов опеки и попечительства. Функции ООП могут выполнять медицинские, образовательные и другие учреждения, в которые помещаются недееспособные граждане.
Задачи ООП
Задачи органов опеки закреплены в ст.7 ФЗРФ № 48-ФЗ. Обязанности органов опеки основаны на защите прав и интересов опекаемых, указанные структуры должны:
обеспечивать защиту интересов людей, нуждающихся в опеке;
осуществлять контроль над деятельностью лиц, являющихся опекунами и попечителями, а также организаций, в которых находятся недееспособные граждане;
обеспечивать сохранность имущества, которое принадлежит людям, находящимся под опекой в медицинских, образовательных или иных организациях.
При выполнении ООП своих задач должны составляться соответствующие акты, которые могут быть оспорены заинтересованным лицом в суде. Судебный процесс проходит в соответствии с нормами законодательства и требует предоставления пакета необходимых документов.
Полномочия
У органов опеки и попечительства существует множество полномочий. К основным функциям и полномочиям органов опеки относятся:
поиск и учет людей, нуждающихся в опеке и попечительстве;
обращение в суд с целью признания гражданина недееспособным или ограниченно дееспособным, а также для восстановления дееспособности при устранении причин ее утраты;
установление факта опеки или попечительства;
выдача разрешений на совершение сделок, связанных с имуществом подопечного;
заключение договоров на доверительное управление имуществом подопечных;
выдача разрешений на раздельное проживание опекунов и несовершеннолетних опекаемых;
проверка жилищных условий, в которых проживают подопечные;
защита прав и интересов опекаемых лиц.
После оформления той или иной формы устройства уполномоченные органы:
осуществляют контроль за действиями опекунов или организаций, в которых находятся опекаемые;
при нарушении действующего законодательства отстраняют и освобождают опекунов и попечителей от возложенных на них обязаностей;
оказывают помощь, связанную с защитой законных прав и интересов опекаемых.
Органы опеки выбирают семьи, желающие оформить опеку или попечительство, помогают с оформлением необходимых документов и справок. Если семья не может взять подопечного по закону, им будет отказано в проведении этой процедуры. В некоторых случаях разрешение дается с условием, если семья в указанные сроки исправит все нарушения и предоставит соответствующие доказательства.
В случае изменения места жительства подопечного попечители обязаны уведомить об этом факте ООП и передать дело подопечного в аналогичный орган по адресу нового местонахождения. Такие действия необходимо выполнить в течение 3 дней с момента получения информации о данных изменениях. Сведения о смене места проживания подаются посредством направления извещения от опекунов или подопечного.
С момента получения дела новый отдел опеки и попечительства возлагает на себя все полномочия в отношении подопечного. ООП также исполняют поручения соц. служб и осуществляют социальную деятельность, исполняют частично функции указанных органов.
Кто контролирует деятельность органов опеки и попечительства?
Органы опеки и попечительства несут ответственность за свои противоправные действия и подчиняются органам и должностным лицам с указанной компетенцией.
Проверка деятельности органов опеки и попечительства выполняется Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки — Рособрнадзором, который вправе проводить плановые и незапланированные проверки, в ходе которых устанавливаются нарушения деятельности ООП. Полученные сведения направляются в уполномоченные органы для устранения недочетов.
Куда можно обратиться с жалобой на ООП?
Кому пожаловаться на ООП, какие организации занимаются рассмотрением жалоб? Пожаловаться на противоправные действия ООП в отношении несовершеннолетних детей и недееспособных граждан можно:
Чтобы подать жалобу в прокуратуру, необходимо соблюдать следующие требования:
Данные заявителя должны быть достоверными — анонимные жалобы не принимаются.
Текст жалобы составляется на русском языке.
Текст жалобы должен содержать как можно больше сведений, в противном случае ее вернут обратно без рассмотрения;
Жалобу можно подать в электронном виде с прикреплением аудио- и видеозаписей (при их наличии). Если объем информации превышает допустимый, документацию можно направить почтой в адрес прокуратуры.
Предоставляемые сведения должны быть достоверными и иметь подтверждение. Составлять жалобу на ООП можно только при наличии реального факта нарушения, выявленного гражданином.
Органы опеки и попечительства всегда обязаны добросовестно исполнять свои обязанности по отношению ко всем подопечным, потому что возможно являются их единственными защитниками и представителями.
YULIYA
Такое ощущение, что наши органы опеки и попечительства не заинтересованы в устройстве детей в семьи.Подруга взяла под опеку детей своей погибшей двоюродной сестры.Так вот, даже при наличии родственных связей с опекаемыми она прошла все круги бюрократического аппарата.
Органы опеки и попечительства всегда обязаны добросовестно исполнять свои обязанности по отношению ко всем подопечным, потому что возможно являются их единственными защитниками и представителями.
Такое ощущение, что наши органы опеки и попечительства не заинтересованы в устройстве детей в семьи.Подруга взяла под опеку детей своей погибшей двоюродной сестры.Так вот, даже при наличии родственных связей с опекаемыми она прошла все круги бюрократического аппарата.