Правила оформления в собственность квартиры после покупки, в ипотеке и новостройке: документы для регистрации, стоимость

Стать полноправным собственником недвижимого имущества можно, только зарегистрировав его в Росреестре. Даже если человек владеет квартирой, прописан, проживает в ней, без проведения госрегистрации он не считается собственником жилья. Порядок проведения сделок с недвижимостью установлен законодательством. Как происходит регистрация или переход собственности при различных вариантах покупки жилья (в ипотеку, во вторичном фонде, в новостройке)? Какие действия необходимо предпринять после покупки квартиры? ? С чего начать, куда обращаться, какие собрать документы?

Порядок оформления права собственности на недвижимость

Права владельца и собственника различны. Купив квартиру, покупатель, считаясь законным владельцем, имеет право на защиту имущества, однако до регистрации жилья в Регпалате новый владелец не вправе распорядиться квартирой по своему усмотрению, то есть не может ее продать, завещать, подарить.

До 2016 нужно было получить в Регпалате свидетельство, подтверждающее право собственности. Теперь собственник по желанию или при необходимости может взять соответствующую выписку из Росреестра.

Необходимые действия при госрегистрации:

  • на сайте Регпалаты выбрать подразделение, куда подать заявление;
  • собрать требуемые бумаги;
  • получить талон на прием или занять электронную очередь;
  • уплатить пошлину (сумму уточнить при получении талона);
  • в оговоренный день подать бумаги;
  • после проверки документов прийти за выпиской в назначенный день и время.

Процедура приостанавливается, если пакет документов не полон или в документации обнаружены ошибки и нарушения. В этом случае на указанный при подаче бумаг адрес придет уведомление. После устранения нарушений рассмотрение возобновляется.

Документы, необходимые для оформления

Начинать процесс госрегистрации следует с подготовки бумаг. В перечень входят паспорт собственника, заявление, справка из ЖЭКа о составе семьи, акт из БТИ о передаче недвижимого имущества, квитанция на госпошлину, справка об отсутствии долга по коммунальным платежам. Кроме того, потребуется подтвердить возникновение права собственника договором купли-продажи, дарственной или договором дольщика (при участии в долевом строительстве). Нужно предоставить и техническую документацию: кадастровый паспорт, план квартиры.

Квартира может находиться под залогом. В этом случае понадобится письменное согласие кредитора-залогодержателя на действия с квартирой.

Если квартира получена в наследство, другие наследники (если они имеются) должны письменно подтвердить свой отказ от претензий на недвижимость и заверить его нотариально. Если сделка касается здания, являющегося памятником архитектуры, потребуется паспорт объекта культурного наследия.

Если оформление недвижимости в собственность ведет представитель владельца, необходимо предъявить доверенность и паспорт доверенного лица. Необходимые по списку копии подаются в 2-х экземплярах. Один хранится у регистратора, второй возвращается владельцу вместе с оформленной выпиской.

Сроки рассмотрения документов

В течение недели после завершения сделки переход собственности нужно инициировать, подав заявление на госрегистрацию. Рассмотрение бумаг, оформление выписки затягивается иногда до трех месяцев. Непосредственно на проверку поданных бумаг у регистратора есть 18 дней. Сроки будут больше в следующих случаях:

  • пакет документов передан через МФЦ;
  • у квартиры несколько собственников;
  • недвижимость находится под залогом у банка как обеспечение выданного кредита;
  • конфликт инвесторов с застройщиками при долевом строительстве.

По ФЗ №218 установлены следующие сроки оформления покупателем права собственности:

Способ подачиСрок, в рабочих днях
Через подразделение Росреестра7
Через МФЦ9
По судебному решению5
Регистратору по нотариально заверенным документам3
В том же случае через МФЦ5
Если жилье приобретается в кредит7

Специалисты регистрирующего органа проверяют разрешительные документы застройщика, законность распределения квартир среди дольщиков. Затягивать с проведением госрегистрации не стоит. Без регистрации невозможно будет воспользоваться материнским капиталом, получить льготы, прописаться, оформить кредит, отдать ребенка и т. д. Процедура по новостройкам занимает не менее месяца.

Процедура оформления права собственности на квартиру

Право собственности может возникнуть на различных основаниях – покупке, ипотечном займе, получении в дар и т. д. Независимо от способа возникновения прав собственника, недвижимость нужно правильно оформить в едином государственном органе – Регистрационной службе при Министерстве юстиции.
Это можно сделать самостоятельно, или доверить уполномоченному лицу совершать от имени собственника определенные юридические действия по доверенности.

Регистрация начинается после сбора необходимых бумаг. Владелец должен подать все необходимые документы в Росреестр или МФЦ. Отказ в регистрации встречается редко. Процедура может быть остановлена, если при рассмотрении обнаружены ошибки, неточности.

После покупки

Распоряжаться купленной недвижимостью владелец сможет только после оформления права собственности. Посетить Регпалату должны обе стороны — новый хозяин и предыдущий собственник. Помимо стандартного пакета документов, подается подтверждение проведения сделки — договор купли, обмена или ренты.

Этапы оформления:

  • ознакомление с правоустанавливающими бумагами на недвижимость перед покупкой;
  • договоренность с продавцом о стоимости, сумме задатка, распределению затрат по переоформлению;
  • предварительная договоренность с внесением аванса;
  • подписание основного договора;
  • перевод денег продавцу;
  • передача документов в Регпалату;
  • получение выписки из Росреестра (срок от 5-7 рабочих дней).

В новостройке

Процедура оформления собственности на квартиру в новостройке зависит от договоренностей со строительной компанией. Если средства инвестором вносились по ПДКП или вексельной схеме, собственником становится сначала застройщик. Затем квартиры продаются покупателям как на вторичном рынке. Если квадратные метры покупаются по договору долевого участия, инвестиционному договору или договору уступки прав требования, то недвижимость сразу оформляется на инвестора, дольщика. Последний вариант более распространен.

Иногда застройщик действует по доверенности от дольщиков. Тогда компания регистрирует собственность от имени инвесторов на каждую квартиру. Покупатель может сам заняться регистрацией.

Нередки случаи возникновения конфликта со строительной компанией, когда она задерживает или препятствует передаче квартир дольщикам. Где могут защитить свои права инвесторы при таком развитии событий? Свои претензии они доказывают в судебном порядке. При самостоятельной регистрации в Росреестр подается акт приема-передачи квартиры, инвестиционный договор, акт его реализации, копии документов о вводе строения в эксплуатацию.

Приобретенную по ипотеке

Если квартира покупается за счет заемных средств, она становится обеспечением возврата ссуды заемщиком. Процедура осуществляется с учетом наложенного на объект обременения. До полного выполнения обязательств по ипотеке заемщик имеет ограниченные права на распоряжение собственностью. Распорядиться квартирой владелец сможет только с согласия кредитора.

Собранные документы на регистрацию подаются вместе с заявлением в Росреестр. Регистратор проверяет подлинность, наличие всех необходимых бумаг, выявляет или исключает причины для отказа. Если все в порядке, в реестр вносится запись о собственнике с отметкой о наложенном обременении, а заемщик получает выписку из ЕГРП.

Закрыв ипотечную ссуду, заемщик должен получить выписку из реестра. Для снятия обременения регистратору подается заявление, паспорт, договор ипотеки, закладная, справка о выполнении обязательств по кредиту (подробнее в статье: перечень документов для снятия обременения по ипотеке после погашения в Росреестре). Подтверждение выдается собственнику в течение 3-х рабочих дней, после чего он может в полной мере распоряжаться недвижимостью.

Полученную по наследству

Для оформления унаследованной квартиры, прежде всего, необходимо вступить в наследство. Происходит это спустя 6 месяцев после смерти наследодателя. Процедуру оформления собственности следует после того, как будет получено свидетельство о праве на наследство. Для этого в регистрирующий орган подается паспорт нового владельца, свидетельство о наследстве, подтверждение прав собственности наследодателя, документация по квартире (кадастровый план, справка с оценкой из БТИ).

Законный супруг наследника дает письменное согласие на проведение госрегистрации. Ошибочно считать, что после нотариального принятия наследства никуда идти больше не надо. Нотариусы не регистрируют собственность. Полноправно распоряжаться унаследованной квартирой наследник сможет после получения выписки о вступлении в собственность в Росреестре.

Стоимость процедуры оформления

Сколько стоит зарегистрировать собственность на квартиру? Покупатель несет такие затраты: нотариальные, риелторские, представительские, транспортные, обязательные, комиссии при получении справок. Заверение у нотариуса обязательно в случае нахождения покупателя в законном браке. Тогда от второй половины потребуется согласие на сделку, подтвержденное нотариусом. Стоимость заверения стартует с 1 тыс. рублей. Если покупатель пользуется услугами доверенного лица, то представительские издержки обойдутся ему от 5 до 50 тыс. рублей.

Покупателю может понадобиться выписка из ЕГРП, справка об отсутствии ареста, долга по коммунальным платежам, других обременений. Каждая такая справка, выписка стоит примерно 200 рублей.

Другие дополнительные расходы:

  • если квартира подарена – 0,5% от стоимости нотариусу, экспертиза, составление договора – 4000 руб.;
  • справка из БТИ с оценкой;
  • если кооператив ликвидирован для регистрации собственника помещения в местном архиве берется справка об оплате пая, выписки протоколов заседания о членстве в ЖСК.

Непосредственно сама регистрация обойдется примерно в 1000 рублей. Сумма государственной пошлины за оформление составляет 2000 рублей. Расходы делятся между продавцом и покупателем в равных долях.

Оцените статью:   1 балл из 52 балла из 53 балла из 54 балла из 55 баллов из 5 (4 оценка: 4,50 из 5)
 Загрузка... Загрузка...
Комментарии посетителей по теме статьи:
  1. Viktor:

    Занимался сам регистрацией собственности на квартиру в новостройке.Были задержки со стороны застройщика, а нам нужно было срочно прописать ребенка.Побегал конечно много.Но за две недели все документы на руках.

  2. Елизавета:

    Предпочитаю все подобные сделки проводить с помощью доверенного лица. Да, это дорого получается, зато не ошибешься и сэкономишь время. А самой бегать по инстанциям слишком муторно, особенно если не разбираешься в юридических тонкостях.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.