Top.Mail.Ru

Вступление в наследство по завещанию: какие документы нужно нести к нотариусу?

Многие из нас сталкивались с необходимостью провожать родных в мир иной. Однако жизнь продолжается, и встает вопрос о дележе имущества. Предстоит собирать бумаги, нести их в нотариальную контору. В горе человек растерян и не знает, какие шаги предпринять. Для получателей составлена пошаговая инструкция, как вступить в наследство.

Основные документы, необходимые для вступления в наследство

  • основная (ее собирают все кандидаты во всех случаях);
  • дополнительная (зависит от типа собственности — авто, участок, авторские права).

Получив необходимые бумаги, нотариус оформляет свидетельство. Затем наследнику предстоит переоформление собственнического права.

Будущий собственник пишет заявление и прилагает к нему следующий набор:

  • свидетельство о смерти владельца;
  • если квартира переходит по закону, справка из ЗАГС о родстве;
  • форма 9, выписка из домовой книги;
  • заверенное завещание (с нотариальным подтверждением, что воля гражданина после письменного оформления никак не изменялась и не переписывалась);
  • общегражданский паспорт;
  • нотариальная доверенность (если требуется);
  • отказы от наследования других родственников.

Дополнительные документы

Получение в наследство квартиры

  • технический паспорт;
  • отчет об оценке квартиры (или дома);
  • справка об отсутствии задолженности по коммунальным платежам;
  • договор, по которому наследодатель стал собственником жилплощади;
  • свидетельство о государственной регистрации собственности.

Получение в наследство участка

Для перехода прав на кусок земли наследник предоставляет:

  • Основание, по которому умерший владелец имел право пользоваться наделом (договор мены, дарственная). Данные можно получить из полной выписки из ЕГРН.
  • Отчет оценочной экспертизы (допускается рыночная и кадастровая оценка. Рыночную заказывают в любом аккредитованном экспертном агентстве. Кадастровую — в Кадастровой палате).
  • Кадастровый план участка.

Если речь идет о наделе в СНТ, нотариус вправе запросить у клиента информацию о товариществе или кооперативе (выписка из ЕГРЮЛ). Ее заказывают через Многофункциональный центр.

Принятие в наследство автомобиля

Если умерший оставил наследнику авто, для его получения нужны, помимо заявления:

  • свидетельство о регистрации;
  • ПТС;
  • акт оценки автомобиля;
  • ОСАГО (юрист его может и не потребовать, но полис должен быть действующим!).

Когда свидетельство окажется на руках, придется переоформить «железного коня» в ГИБДД. Предусмотрены государственные пошлины (изменения в паспорте машины и выдача свидетельства о регистрации; если меняются номера, это оплачивается дополнительно). Квитанции не обязательны, но чаще всего их требуют. Пошлины на момент подачи заявки в автоинспекцию должны быть оплачены.

Принятие в наследство банковского вклада, ценных бумаг

  • документ, подтверждающий принадлежность вклада или бумаг наследодателю;
  • справка из акционерного общества о том, что наследодатель владел в нем долей акций;
  • оценка стоимости бумаг.

Оформить заказ услуг независимого эксперта можно сразу после открытия наследственного дела — из ее размера вытекает размер пошлины за выдачу нотариального свидетельства. Может случиться так, что акционеры помешают получению данных о реальной стоимости пакета акций: это — законный повод для обращения в суд.

Внимание! Получив (пусть и контрольный) пакет акций, наследник автоматически акционером не становится. Имя нового держателя вносят в реестр акционеров. До этого момента ему запрещены в предприятии действия юридического характера (Федеральный закон №39-ФЗ, ст. 29). За этот промежуток времени остальные держатели часто прибегают к уловкам, чтобы навредить чужаку. Будущее грозит тяжбами и убытками. Лучше сразу учесть этот момент и сразу после проводов родственника в последний путь обратиться за квалифицированной юридической помощью (ст. 1152 ГК).

Требования, предъявляемые к документам

Бланки оформляют по установленным формам. Не допускается исправлений, помарок. Количество экземпляров правоподтверждающих документов зависит от числа претендующих на наследство (ст. 44.1 Основ о нотариате). Бумаги нотариус визирует личной подписью с расшифровкой и печатью (Федеральный закон №379-ФЗ, Основы законодательства о нотариате РФ №4662-1)

Сбор бумаг и визиты в нотариальную контору — дело хлопотное и требующее нервной отдачи. Можно обратиться за услугами в одну из юридических фирм и за определенную плату передоверить им рутинную составляющую. Претендент оплачивает пошлины и получает свидетельство о праве собственности.

Оцените статью:
1 балл из 52 балла из 53 балла из 54 балла из 55 баллов из 5 (4 оценили на 5,00 из 5)
 Загрузка... Загрузка...
Поделитесь с друьями!
Все о семейном праве
Комментариев: 1
  1. Анна

    обращаясь к посредникам, следует написать генеральную доверенность. Можно это сделать там же, в нотариальной конторе. Но получать выписку из ЕГРН, другой правоподтверждающий документ, все равно придется своими силами.

  2. Алина

    у меня сейчас свекровь оформляет наследство после смерти мужа. Осталась старая машина, так ей пришлось около 20 тысяч заплатить за оформление наследства. Я обалдела, у нее пенсия в два раза ниже!

Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: