В счастливый день бракосочетания молодожены получают на руки свидетельство о заключении брака — официальный документ, подтверждающий новый статус мужа и жены. Оригинал бережно хранится в семье, а ксерокопия документа при необходимости предоставляется в различные инстанции. Если свидетельство утеряно или считается недействительным, а доказательства наличия супружеских отношений или смены фамилии необходимы, придется повторно обращаться в ЗАГС за дубликатом или справкой о заключении брака.
В момент торжественной церемонии регистрации отношений в книге записи актов гражданского состояния делается соответствующая заметка, имеющая свой порядковый номер. То же самое происходит при оформлении развода.
В архиве органов ЗАГС на бессрочном хранении находятся сведения обо всех заключенных и расторгнутых семейных союзах. Данные сведения при необходимости предоставляются заинтересованным лицам по письменному запросу. Справка о государственной регистрации актов гражданского состояния – официальный документ, подтверждающий факт вступления в брачный союз в определенную дату и смену фамилии одним из супругов, если она имела место (рекомендуем прочитать: как получить справку из ЗАГСа о смене фамилии?).
Например, такая справка может потребоваться при оформлении наследства, чтобы после смены фамилии доказать степень родства с наследодателем. Ее могут запросить налоговая инспекция или банк.
Виды справок, подтверждающих брачный союз
В жизни часто возникают ситуации, когда требуется доказать, что лица находятся или ранее находились в законном браке. Если у супругов на руках есть свидетельство о регистрации брака, достаточно изготовить его копию и предъявить третьим лицам (подробнее в статье: бланк свидетельства о заключении брака: содержание документа).
Что предпринять, если свидетельство утеряно или повреждено? Что делать, если семья давно распалась, и свидетельство отсутствует? В такой ситуации помогут органы ЗАГС. Неразведенным на момент обращения за документом супругам выдадут дубликат свидетельства. Если оформлен официальный развод, бывшим мужу и жене выдается справка о заключении брака.
Копия свидетельства о браке
В случае утери или случайной порчи оригинала свидетельства о регистрации брака в ЗАГСе можно получить его копию. Такое свидетельство будет иметь новые серию и номер. Оригинал документа в случае его обнаружения в дальнейшем будет считаться недействительным. Копию свидетельства возможно получить только в период нахождения в браке — после официального развода дубликат документа не выдается. В 2018 году стоимость госпошлины за выдачу повторного свидетельства составляет 350 руб (рекомендуем прочитать: как заполнить заявление о выдаче повторного свидетельства о рождении?).
Справка из архива о заключении брака
При официальном расторжении брака свидетельство признается недействительным. Наличие официальных брачных отношений в прошлом можно доказать с помощью архивной справки о заключении брака по форме 28. Документ доказывает, что брачные отношения были официально зарегистрированы. В нем обязательно будет указана информация о расторжении брака. Образец справки по форме 28 о заключении брака:
Выписка из органов ЗАГС по форме 28 имеет неограниченный срок действия. Предъявить ее по месту требования можно в любой момент после выдачи.
Содержание справки
Справка составляется на бланке по установленной законом форме. Форма №28 утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 31 октября 1998 года и с тех пор не менялась.
В справке содержится следующая информация:
исходящий номер;
наименование органа ЗАГС, выдавшего документ;
ФИО лиц, вступивших в брак;
номер записи акта о регистрации;
дата регистрации брака;
сведения о присвоенных мужу и жене фамилиях;
дата выдачи архивной выписки;
подпись лица, выдавшего выписку;
печать органа ЗАГС.
Кто имеет право на получение?
Данные, содержащиеся в документе, относятся к личной информации и не подлежат разглашению. Право на получение справки о вступлении в брак имеют:
непосредственно один из супругов, в отношении которого сделана запись в Книге актов гражданского состояния;
опекун или попечитель лица, признанного недееспособным в судебном порядке;
близкий родственник умершего, в отношении которого сделана запись в Книге актов гражданского состояния;
иное лицо при наличии на руках нотариально заверенной доверенности от одного из супругов на право получения документа.
Как получить?
Получение справки возможно только в том органе ЗАГС, где происходила процедура регистрации брака. Для этого необходимо подать письменное заявление установленного образца. Образец заявления на выдачу справки о заключении брака:
В случае смены места жительства и переезда в другой город ехать в ЗАГС лично нет необходимости, можно воспользоваться дистанционными способами направления заявления:
прийти лично в отделение ЗАГС;
направить заявление почтой РФ;
зарегистрировать заявление через портал Госуслуг;
воспользоваться помощью операторов МФЦ.
В случае направления обращения по почте на конверте следует указать юридический адрес органа ЗАГС, производившего регистрацию. При дистанционных способах подачи получать готовый документ все равно придется в органе ЗАГС по месту жительства — по почтовому адресу заявителя его не высылают.
При личном присутствии и своевременном предоставлении всех необходимых документов справка выдается в день обращения. В случае направления запроса дистанционно ответа придется ждать дольше — до 30 дней после получения запроса уполномоченными сотрудниками.
Необходимые документы
Трудности при получении архивных данных из ЗАГСа возникают редко. Процедура проста и понятна, все запрашиваемые документы доступны:
для получения документа необходимо предъявить паспорт;
если заявитель является доверенным лицом одного из супругов, его попросят показать заверенную у нотариуса доверенность на право получения сведений;
при необходимости получения информации о браке умершего лица предъявляется свидетельство о его смерти и документ, доказывающий родство заявителя с умершим (см. также: процесс восстановления свидетельства о смерти).
Дополнительно требуется оплатить государственную пошлину и предоставить в орган ЗАГС квитанцию о ее оплате. В 2018 году госпошлина за выдачу данных из архива ЗАГС составляет 200 руб. Реквизиты отделения ЗАГС можно узнать на официальном сайте организации или получить у сотрудников при личном обращении. Оплата госпошлины производится в отделении любого банка или при помощи платежных терминалов.
Отец составил на меня дарственную на квартиру.У нас с ним теперь разные фамилии, я сменила ее, когда вышла замуж. Сейчас я в разводе. Чтобы доказать родство и не платить налог, я брала в ЗАГСе справку о заключении брака и смене фамилии. Все быстро и просто, за один день сделала.
Вероника
После смерти бывшего мужа пришлось запрашивать справку удаленно, потому что мы с детьми переехали в другой регион, и я не могла так далеко ехать для личного обращения. Справку выдали по месту моего жительства примерно через 3 недели.
Отец составил на меня дарственную на квартиру.У нас с ним теперь разные фамилии, я сменила ее, когда вышла замуж. Сейчас я в разводе. Чтобы доказать родство и не платить налог, я брала в ЗАГСе справку о заключении брака и смене фамилии. Все быстро и просто, за один день сделала.
После смерти бывшего мужа пришлось запрашивать справку удаленно, потому что мы с детьми переехали в другой регион, и я не могла так далеко ехать для личного обращения. Справку выдали по месту моего жительства примерно через 3 недели.