Порядок обжалования действий судебного пристава-исполнителя: как правильно написать заявление в вышестоящие органы, суд

Один из самых распространенных вариантов борьбы с неправомерными действиями судебных исполнителей – это подача жалобы старшему приставу. Такая потребность возникает, когда сотрудник ФССП совершает незаконные действия либо бездействует. Примером бездействия может послужить отсутствие результатов при взыскании алиментов, кредитов, займов и т. д.

Порядок подачи жалобы регламентируется главой 18 Федерального закона «Об исполнительном производстве». Кроме жалобы старшему судебному приставу граждане и юридические лица могут подать административный иск на действия судебных исполнителей в суд или написать заявление в прокуратуру.

Основания для подачи жалобы

Основания для жалобы на судебного пристава-исполнителя имеют сугубо индивидуальный характер. Часто потребность в ней возникает в случае бездействия либо незаконных действий судебного исполнителя. Основные причины:

  • попытки незаконно закрыть производство;
  • неиспользование приставом своих полномочий для получения результата;
  • проведение исполнительной процедуры с нарушениями;
  • нарушение сроков исполнительного производства.

Чтобы оценить правомерность действий чиновника, потребуется ознакомиться с законом «Об исполнительном производстве» и законом «О судебных приставах». Для оспаривания действий пристава не всегда достаточно знать нормативную базу, иногда желательно обратиться к юристу, хотя бы за консультацией.

Порядок обжалования действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя

Закон «Об исполнительном производстве» гласит, что обжаловать действия судебного пристава можно на протяжении 10 дней от даты установления факта его бездействия или совершения им незаконных действий. Если же время совершения подобных действий не установлено, то на протяжении 10 суток от даты обнаружения такого нарушения. Порядок обращения в большинстве случаев следующий:

  1. подача жалобы начальнику судебного пристава, в подчиненности у которого он находится;
  2. подача заявления в суд.

Стоит заметить, что эффективнее действовать одновременно в этих двух направлениях. Любая жалоба на должностное лицо судебной службы подается исключительно в письменной форме.

При обращении стоит помнить один нюанс. Составить документ нужно в двух экземплярах, один из них передается в канцелярию службы судебных приставов (отправляется заказным письмом почтой), а второй остается у заявителя. Во избежание недоразумений, важно потребовать, чтобы на оставшемся экземпляре канцелярия поставила отметку о получении.

Куда следует обращаться?

Жалоба на действия судебного пристава направляется в управление его вышестоящему руководству. Если должностное лицо не имеет полномочий на рассмотрение полученного обращения, тогда заявление передается уполномоченному специалисту, а заявителя об этом информируют в письменной форме. Заявитель имеет право отозвать жалобу до принятия решения по ней.

К старшему приставу

Обратиться с жалобой на имя старшего судебного пристава имеет право любой участник процесса исполнения решения суда, то есть и стороны исполнительного производства и участники. Обращение всегда оформляется в письменном виде. Обязательные сведения, которые должна содержать жалоба:

  • фамилия и инициалы, того должностного лица, действия которого подлежат обжалованию;
  • фамилия и инициалы заявителя, его контактная информация (адрес, телефон и т.д.);
  • правовые основания заявления;
  • требования (рассмотреть заявление, отменить постановление и т.д.).

Документы, присутствующие в деле, предоставлять повторно нет необходимости. Однако, если есть дополнительные документы, которые возможно появились после открытия дела, то их прилагают к заявлению. Не подлежат обжалованию: решение о взыскании исполнительского сбора, оценка имущества, аналогичное обращение, которое уже рассмотрено судом.

В ФССП через интернет

Сейчас существует возможность подать жалобу на действия судебного пристава, не выходя из дома, через электронный сервис. Такой способ достаточно удобен, особенно для людей с ограниченными физическими возможностями. Для этого гражданину потребуется зайти на официальный сайт ФССП и заполнить электронную форму обращения. Приблизительный срок рассмотрения обращения – месяц.

В судебную инстанцию

Восстановить справедливость и устранить нарушение прав, конечно же, под силу суду. Если гражданин решил обжаловать постановление судебного пристава, то образец заполнения данного обращения можно взять в приемной суда.

Бланк в свободном доступе можно скачать через интернет на сайтах разных судов. На основании обращения в суд общей юрисдикции открывается судопроизводство, и иск рассматривается в общем порядке.

В органы прокуратуры

При обращении с жалобой в прокуратуру необходимо заранее проконсультироваться, как оформить заявление. Образец документа можно получить, посетив любое отделение прокуратуры. Процесс рассмотрения произошедшего нарушения длится около месяца.

В течение 30 дней прокурор изучает и анализирует все нюансы дела. Прокуратура имеет право:

  • внести представление об устранении нарушений;
  • вынести постановление о возбуждении производства об административном правонарушении;
  • дополнить разбирательство своими требованиями.

Если жалоба на судебных исполнителей составлена обоснованно, то выносится решение о восстановление прав заявителя. Прокуратура обяжет уполномоченные органы устранить нарушения, выразившиеся в действиях должностных лиц, в течение 30 дней.

Как составить жалобу: необходимые документы, образец

Как правильно писать обращение с целью обжалования действий приставов? Жалоба на судебного пристава независимо от ее оснований пишется по единому шаблону.

Документ обязан соответствовать нормам, указанным в законе «Об исполнительном производстве». Обращение составляется по следующему плану:

  • название организации или фамилия, имя, отчество гражданина, который является заявителем;
  • адрес и контактная информация;
  • должностное лицо, к которому обращаются (с указанием организации, куда подается документ);
  • наименование документа (слово «жалоба», написанное посередине строки);
  • обстоятельства, которые повлекли написание документа;
  • просьба или требование предпринять какие-либо действия;
  • дата и личная подпись заявителя.

Обстоятельства излагаются как хронологическое описание событий, с детальным анализом тех фактов, которые, по мнению заявителя, являются нарушениями. Желательно ссылаться на нормативные законодательные акты, дающие основания считать действия судебного исполнителя нарушением.

Обязательный перечень бумаг, которые необходимо приложить к жалобе, законодательством не установлен. Гражданин, являющийся заявителем, может не торопиться с предоставлением документов, подтверждающих нарушение. Если в них возникнет необходимость, то должностное лицо, рассматривающее заявление, отправит письменный запрос на подачу документов. Стоит знать, что в таком случае рассмотрение дела приостанавливается до момента подачи необходимых бумаг, но не больше чем на 10 дней.

Срок обращения и порядок рассмотрения жалобы

Нарушение или бездействие судебного пристава согласно действующему законодательству должно быть обжаловано в 10-дневный срок. Началом этого срока считается момент, когда гражданину стало известно о нарушении его прав и интересов.

К примеру, гражданин получил отказ от судебного пристава на заявление об ознакомлении с материалами производства. Со следующего дня у него начинается течение срока, отведенного на обжалование действий (бездействия) сотрудника службы судебных приставов. Так же происходит и при получении ответа по почте – срок начинается на следующий день после получения письма.

Стоит учитывать, что нарушить сроки можно, если на это есть уважительные причины:

  • служебная командировка;
  • проблемы со здоровьем;
  • неполучение письма по не зависящим от адресата обстоятельствам.

Юридическая неграмотность не является основанием для продления сроков, ведь у каждого гражданина есть право обратиться за квалифицированной юридической помощью. Как же рассматривают жалобы? В разных государственных органах рассмотрение жалоб происходит по-своему:

  1. Старший пристав. При получении жалобы старший судебный пристав обязан внимательно изучить материалы исполнительного производства. После этого он должен проконтролировать принятие законных мер к взысканию долга путем ареста имущества, имущественного розыска или запроса на место работы должника с целью удержания из его заработной платы. Способы взыскания могут зависеть от обстоятельств конкретного дела. По результатам рассмотрения обращения заявитель получит подробный ответ по проведенным мероприятиям.
  2. Прокуратура. После получения жалобы прокурор может рассматривать материалы исполнительного производства в течение 30 дней. В случае, если заявленные факты подтверждаются, будут приняты меры. Прокуратура наделена широкими полномочиями. Исполнителя, на которого подавалась жалоба, привлекут к дисциплинарному взысканию в виде выговора.
  3. Судебный орган. Суд, принявший жалобу, запрашивает исполнительное производство, а затем назначает заседание. В ходе судебного заседания судья в присутствии прокурора выслушивает мнения сторон и по итогам выносит решение.

В какую инстанцию обращаться с жалобой – личное дело заявителя. Прежде чем принимать решение, нужно предварительно разобраться, какое обращение будет эффективнее при конкретных обстоятельствах.

Оцените статью:   1 балл из 52 балла из 53 балла из 54 балла из 55 баллов из 5 (5 оценка: 4,20 из 5)
 Загрузка... Загрузка...
Комментарии посетителей по теме статьи:
  1. Святослав:

    в прошлом году столкнулись с полным бездействием судебного пристава, пробовали жаловаться его начальству — результата никакого.Потом подсказали, что нужно обратится в прокуратуру, там помогли решить вопрос очень быстро.

  2. Роман:

    Очень странно,что старший пристав не принял мер. Если жалобщик после этого обращается в прокуратуру или суд,и факты подтверждаются,старший пристав тоже несет ответственность. Несколько таких случаев,и можно лишиться работы.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.